Переводчик

Как я использую мотивацию(из опыта работы)


 "Мотивация как условие успешного саморазвития и самореализации учащихся"
«Профессиональная  успешность как научно – педагогическая категория и феномен образовательной практики», Владимир, ВИПКРО, 2011, том 2, стр. 248
Основная цель, стоящая перед школой – это создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения и развития способностей к самореализации  каждого ученика. К таким условиям относится организация деятельности ученика, а деятельность невозможна без мотивации.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей.
Я, как учитель химии и биологии, в своей работе столкнулась именно с  проблемой мотивации учащихся к самообразованию и саморазвитию. Дети нацелены брать готовые знания, не прилагая больших усилий (например, проще скачать реферат из интернета, чем листать книги и выбирать нужные тезисы и цитаты). В настоящее время самой мощной мотивацией к учебе является необходимость получить знания для успешной сдачи экзаменов в ВУЗы. Но эта мотивация появляется лишь в старших классах, когда учащиеся уже определились в выборе будущей профессии. А вот в среднем звене, а также в старшем у детей, не имеющих определенной цели, с мотивацией сложнее.
Моя задача как учителя – сформировать у учеников саму потребность  к  саморазвитию, самообразованию и, конечно, дальнейшему личностному  росту. Только в этом случае, у учащихся формируется способность к самореализации.
Для выявления первоначальной мотивации у учащихся я использую тест «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан). Это позволяет мне понять, что доминирует у конкретного ученика: мотив стремления к успеху, или   мотив избежать неудачи. Это необходимо знать, так как для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что оказывается эффективным для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Мотивы – это внутренние причины,  побуждения, вызывающие активность человека  и определяющие ее направленность. Мотивы могут быть разными:  познавательными, практическими, творческими, коммуникативными и т.д.   
При подготовке к уроку  я   стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся,  чтобы   включить каждого ученика в активную познавательную деятельность. Моя деятельность как  учителя  спланирована в системе таким образом, чтобы мотивация работала на конечную цель.
Если доминируют познавательные мотивы, то  я стараюсь  как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Например,  на уроках химии в 8 классе  при обучении решению задач по теме «Вычисление массовой или объемной доли элемента в веществе или смеси», сначала разбор идет на простых типовых задачах, а в дальнейшем  задачи уже имеют практически – познавательный характер, усложняясь от урока к уроку. Пример: «Вычислить массовую долю элемента магния в сульфате магния» (типовая задача), далее усложняем – «Из нефти получают бензин (массовая доля его в нефти составляет 25%) и мазут (55%). При дальнейшей переработке мазута получают еще некоторое количество бензина (60% от массы мазута). Рассчитайте массу бензина, который будет получен из нефти массой 200 кг». Для детей, опережающих остальных в усвоении знаний, может быть предложена такая задача: Сколько граммов 30%-ого (по массе)  раствора хлорида натрия нужно добавить к 300граммам воды, чтобы получить 10%-й раствор соли?» «Кристаллогидрат хлорида кальция содержит 49,31% кристаллизационной воды. Определите формулу этого кристаллогидрата». В качестве домашнего задания можно предложить учащимся составить задачи с творческим или  практическим содержанием. Таким образом, от урока к уроку,  я  формирую   у учеников стремление к самообразованию, развитию и  реализации своих способностей. В определенных ситуациях произношу банальную фразу: «Кто первым решит, тот получит оценку на балл выше, дополнительную оценку и т.д.», это также является стимулом, так как дух соперничества, состязания помогает развивать потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным окружающими по достоинству, желание стать «значительным».
В качестве   инструмента мотивационного управления я использую постоянное обращение к рефлексии и, по возможности,  быструю диагностику затруднений ученика для оказания оперативной помощи, так как при длительных тупиковых ситуациях и их неразрешенности мотивация к учению снижается. Если у ученика преобладает репродуктивный уровень деятельности, и он  затрудняется в определении того, с чего начать работу, какие правила нужно вспомнить, я помогаю ему вопросами: «Соотнеси, перечисли, сформулируй» и т.д. Если у ученика недостаточно развито дивергентное (творческое) мышление, умение анализировать, сравнивать, и  ему бывает трудно предвидеть результаты и последствия своей работы, то ключевыми словами в моей беседе с ним являются: «Разложи на составляющие, объясни смысл, сравни, сопоставь, подумай, что получится, если..» и т.д.  Если у ребенка трудности в оценивании явлений и событий, не сформировано личное эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения и своим потребностям, я стараюсь  научить такого  ученика  высказывать   свое мнение, помогая обосновать его.  Таким образом, помогая  ученику выйти из  затруднительных ситуаций, не выдавая готовых ответов и решений, я  создаю ситуацию успеха, а, следовательно,  условия для сохранения и поддержания мотивов учения.
Немаловажным  мотивом  к самообразованию и личностному росту является участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня. Принять участие в школьной олимпиаде я предлагаю всем желающим. Часто сам факт участия  дает ребенку мощный толчок к восполнению пробелов и дальнейшему росту. Например, Кузенков Кирилл, имея оценку «4» и впервые приняв участие в школьной олимпиаде по биологии в 8 классе, прошел путь до участника IV (Всероссийского) этапа олимпиады по биологии в 10 классе, став победителем районной и областной олимпиад.
Творческие и практические мотивы отлично реализуются в исследовательской деятельности. Исследовательская работа создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческого потенциала. Начиная с 6-ого класса я использую в работе метод проектов. Организуя исследовательскую работу учащихся, стараюсь так  формировать систему уроков и внеурочных занятий,   чтобы создавалось интегрированное исследовательское образовательное пространство, результатом которого  и становится  формирование опыта творческой активности. Поисково-исследовательская деятельность начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься данной деятельностью. Далее я учу их намечать ведущие и промежуточные цели и задачи, искать оптимальные пути их решения, аргументировать свой выбор, намечать   результат и сравнивать текущие результаты с ожидаемыми. Ребенку, впервые занимающемуся проектом, помогаю правильно оформить работу, в дальнейшем он все делает самостоятельно. Учащиеся выступают со своими исследованиями сначала на уроках, классных часах, школьных конференциях. Следующей ступенью является участие  в районных научно-практических конференциях:   «Юность – будущему» и «Районный конкурс юных исследователей окружающей среды». Ежегодно учащиеся становятся победителями либо призерами данных конкурсов, защищая свои проекты.  Это способствует повышению самооценки школьников за счет успешности самостоятельной деятельности. Темы исследований самые различные: «Врановые птицы на территории Г.Вязники» (Гордеева Ирина), «Осторожно, клещи!» (Кузенков Кирилл), «Озеро Кщара» (Крылова Мария), «Болото» (Тулегенова Ирина), «Инстинкты пчел как основа поведения» (Малафеев Дима), «Химия в быту» (Большакова Вика) и другие. Начав работу в учебное время, ребята продолжают ее в летние каникулы, часто заражая поисковой деятельностью и родителей.    Важным является то,  что школьник, занимаясь проектной деятельностью, попадает в среду неопределенности, и именно это активизирует его познавательную деятельность и стремление достигнуть желаемого результата, сделать свое, пусть маленькое, но открытие.
Одним из факторов мотивационного управления была и остается оценка.   
     Обязательно беседую с каждым учеником по результатам каждой четверти, но особую роль отвожу результатам первой четверти. Понимая, что после лета, ребята еще не втянулись в учебу (особенно гиперактивные дети), оценка по результатам 1-ой четверти бывает несколько завышена.  В беседе с таким ребенком я объясняю, в чем я вижу его потенциал, делаю упор на то, что верю в его способности, а он должен постараться не подвести меня в дальнейшем. В большинстве случаев такой «аванс» дает положительные результаты.
Таким образом, мотивация учащихся – основа их осознанной и успешной деятельности,  которая побуждает человека к развитию своих склонностей и возможностей, оказывает определяющее влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: “Знать – уметь – творить – самосовершенствоваться  - самореализовываться”.
Максимова Галина Дмитриевна,
учитель биологии и химии   МБОУ «СОШ № 9»
г. Вязники Владимирской области

Комментариев нет:

Отправить комментарий